АНО «АРТБ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@anoartb.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
15.03.2021
Олег Сотников: «Поставлена задача устранить или минимизировать противоречия, имеющиеся
в законодательстве в области обеспечения Т(А)Б»

Мы публикуем ответы на наши вопросы об актуальных аспектах обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, полученные от начальника Управления транспортной безопасности Росавиации.
- Олег Иванович, относительно недавно завершилась работа работы уже восьмой по счету Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2021, в рамках которой состоялась отраслевая конференция «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта», модератором которой выступили вы. Прокомментируйте пожалуйста итоги форума

- Национальная выставка и форум инфраструктуры воздушного транспорта - NAIS регулярно проходит при поддержке и участии первых лиц Министерства транспорта России, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, а также флагманов гражданской авиации - ведущих аэропортов, авиакомпаний и авиапроизводителей России. Масштабнейшая VIII отраслевая конференция «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта» в партнерстве с Управлением транспортной безопасности Росавиации состоялась 10 февраля 2021 года и собрала более 160 специалистов по безопасности.

Специалисты и регуляторы отрасли обсудили и проработали отдельные крупные блоки тем - от изменений и дополнений в законодательство до исполнения контрольно-надзорной деятельности на воздушном транспорте.

Также были представлены результаты сертификационных испытаний технических систем безопасности и средств досмотра, а ведущие поставщики техники и оборудования представили пути совершенствования досмотровых мероприятий.

В целом отраслевая конференция прошла на довольно высоком организационном уровне. Организаторы конференции проявили себя как профессиональная, слаженная команда – перед конференцией были представлены все необходимые инструкции для участия в конференции, собранные в памятку участнику, представители всегда терпеливо отвечали на многочисленные вопросы, быстро предлагали решения, которые максимально отвечали нашим пожеланиям, как участника (модератора) конференции.

- Какое влияние оказало на деятельность УТБ Росавиации введение в Российской Федерации карантинных мероприятий в связи с пандемией короновирусной инфекции? В чем состоит специфика работы Управления в сложившихся условиях, в том числе в работе с заявителями?

- Исходя из Положения об Управлении транспортной безопасности, утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 16 февраля 2012 г. № 52 «Об утверждении Положения об Управлении транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта», Управление осуществляет следующие функции:


1) оказывает государственные услуги в области транспортной безопасности в установленной сфере деятельности:

- по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;

- по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;

- по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности;

- по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;

- по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил;

- по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности;

- по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

- по аккредитации аттестующих организаций.

2) осуществляет в установленном порядке:

- ведение реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;

- ведение реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;

- формирование и ведение реестра органов аттестации в установленной сфере деятельности;

- формирование и ведение реестра аттестующих организаций в установленной сфере деятельности;

- формирование и ведение реестра юридических лиц, аккредитованных в качестве подразделений транспортной безопасности на осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства;

- формирование и ведение реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также представления, содержащихся в нем данных.

Введение в начале 2020 года карантинных мероприятий в г. Москва, связанных с короновирусным заболеванием, наложило определенный отпечаток на деятельность Управления.

Так, в период в жестких ограничений порядка 60 % сотрудников Управления были переведены на работу в удаленном режиме, остальные сотрудники продолжали выполнять служебные обязанности на своих рабочих местах.

Данные меры позволили не только обеспечить своевременное предоставление государственных услуг, но и исключить возможность распространения короновирусного заболевания среди сотрудников Управления в целом.

В дальнейшем начиная с середины года (июнь-июль) Управление возобновило работу в обычном режиме.

Таким образом, задачи, стоявшие перед Управлением в 2020 году были выполнены в полном объеме.

- Как можно оценить деятельность Управления по итогам 2020 года в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере воздушного транспорта? Как в сложившихся условиях вы оцениваете условия деятельности отрасли в целом?

- По итогам 2020 года я оцениваю деятельность Управления транспортной безопасности в целом положительно. Сотрудники Управления выполняли свои обязанности по предоставлению государственных услуг без сбоев, с учетом контрольных сроков, а также осуществляли дополнительно возложенные на них функции, которые я называю «факультативом», поскольку эти обязанности напрямую не включены в их должностные регламенты. Хочется отметить, что по итогам деятельности за 2020 год сотрудники Управления были поощрены правительственными и ведомственными наградами.

- Видите ли вы целесообразность в коррекции деятельности Управления, направленной на смягчение условий для бизнеса в сфере обеспечения транспортной безопасности на период, связанный с последствиями карантина, и в частности уменьшения количества решений об отзывах аккредитаций у подразделений транспортной безопасности и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности?

- 18 февраля 2021 года под председательством заместителя начальника Управления транспортной безопасности Росавиации А. И. Жуленков состоялось совещание по вопросу порядка разработки специализированными организациями оценок (дополнительных оценок) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

На совещании была доведена информация о низком качестве разрабатываемых документов специализированными организациями и, как следствие, большое количество отказов в утверждении ОУ.

Основными недостатками являются несоответствие результатов ОУ подпункту 3.1 пункта 3 Порядка проведения оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, а также наличие опечаток и ошибок, которые могут повлечь недостоверность результатов ОУ ОТИ.

На совещании было обращено внимание присутствующих на реализацию Росавиацией полномочий по аннулированию свидетельств об аккредитации юридических лиц для проведения ОУ ОТИ при предоставлении специализированными организациями результатов ОУ ОТИ с недостоверными данными.

Кроме того, следует отметить, что аннулирование свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности осуществляется Росавиацией в соответствии с положениями Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. № 145 (далее – Порядок), в случаях, предусмотренных подпунктами 1- 5 пункта 17 Порядка.

Основанием для принятия решений об аннулировании свидетельств об аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта в 2020 году являлось невыполнение требований, предусмотренных Порядком, не связанное с последствиями применения ограничений из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

В этой связи внесение изменений в деятельность Управления транспортной безопасности Росавиации по предоставлению государственной услуги по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, осуществляемую согласно положениям вышеуказанного нормативного правового акта, не предусмотрено.

- Видите ли Вы опасность снижения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в условиях введения в стране карантинных мероприятий? В чем они состоят и какова в этой связи, на Ваш взгляд, оптимальная стратегия недопущения снижения уровня защищенности объектов воздушного транспорта

- В связи с введением в стране карантинных мероприятий уровень защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства не снижается, а наоборот повышается. С чем это связано? На фоне снижения пассажиропотока падает и количество досмотровых мероприятий, как на входных группах, так и в пунктах досмотра аэропортов. При этом их качество не снижается, о чем свидетельствует доклад Анохиной Маргариты Вячеславовны – директора Учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево безопасность» на тему: «Применение инновационных тренажеров имитаторов в процессе подготовки и аттестации персонала в области авиационной (транспортной) безопасности», прозвучавшего на отраслевой конференции. Честно скажу, очень достойный доклад, который вселил в меня уверенность, что профессиональный уровень сотрудников службы авиационной безопасности будет только расти.

- 2020-й год был отмечен масштабной работой по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере обеспечения транспортной безопасности. Осуществлялся механизм «регуляторной гильотины», вышел целый ряд новых документов. В частности, в развитие изменений отрасль получила новые постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603, № 1604, № 1605.

- Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» внес значительные корректировки в Федеральный закон «О транспортной безопасности», в частности, речь идет о самостоятельных Требованиях по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, а также Требованиях по обеспечению транспортной для транспортных средств.

В развитие норм Федерального закона № 270-ФЗ Правительством Российской Федерации изданы постановления:

- от 5 октября 2020 г. № 1603 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию»;

- от 5 октября 2020 г. № 1604 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта»;

- от 5 октября 2020 г. № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта».

В этой связи Росавиацией изданы 16 нормативных правовых актов, которыми внесены изменения с положения об УТБ Росавиации и межрегиональных территориальных управлениях Росавиации.

Согласно внесенным изменениям УТБ Росавиации будет осуществлять рассмотрение и утверждение результатов оценок (дополнительных оценок) уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности категорированных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

К компетенции МТУ Росавиации отнесены функции по приему, учету и регистрации паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, а также транспортных средств воздушного транспорта.

Такая работа уже осуществляется МТУ Росавиации.

- Участвует ли Управление, в рамках сложившихся условий, в деятельности межведомственных и иных комиссий, рабочих групп, а также созданных Росавиацией в установленной сфере деятельности совещательных и экспертных органов по вопросам своей компетенции? Если да, то какие цели в данном контексте ставятся перед Управлением

- Распоряжением Минтранса России от 20.02.2021 № АС-28-р создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых основ в области обеспечения транспортной безопасности по результатам применения правоприменительной практики в целях уточнения противоречий и конкретизации применяемых терминов и формулировок, устранения противоречий и дублирования, а также оптимизации порядка практического применения установленных правил и требований и подгрупп по видам транспорта Межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители Управления транспортной безопасности Росавиации. В данном контексте перед Управлением поставлена задача устранить или минимизировать противоречия, имеющиеся в законодательстве в области обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, а также выработать консолидированные предложения и решения по внесению изменений в правовые акты в области обеспечения транспортной безопасности, изданные в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

- Какие ключевые приоритеты, цели и задачи в деятельности УТБ Росавиации вы видите в 2021 году? Чему планируется уделить особое внимание?

- Ключевыми приоритетами, целями и задачами в деятельности Управления в 2021 году будут являться:

- предоставление государственных услуг в сфере транспортной и авиационной безопасности;

- организация и выполнение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (зданий, сооружений, строений), находящихся в ведении Росавиации, её территориальных управлений и подведомственных организаций;

- организация оперативного обеспечения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти информацией, необходимой для решения задач по противодействию терроризму на объектах Единой системы организации воздушного движения, и обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по их антитеррористической защищенности;

- организация реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма в подведомственных образовательных организациях в рамках мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 28.12.2018 № Пр-2665;

- участие во взаимодействии с Европейской комиссией с целью скорейшего включения Российской Федерации в список стран, допущенных к выполнению перевозок грузов и почты воздушным транспортом на территорию государств-членов ЕС («зеленый список»);

- участие в работе региональных групп, проводимых на площадке
Европейского/Североатлантического бюро ИКАО с целью отстаивания позиции российской стороны по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности, аэронавигации и др.

Материал АНО «АРТБТ».
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ