АНО «АРТБ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@anoartb.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
14.12.2020
Евгений Комаристый: Самое важное сейчас — сформировать практику неотвратимости привлечения к ответственности нарушителей, выявленных ЕФС МКПП
В нашем интервью Генеральный директор ООО "ТЕХНОПАСС" рассказывает о созданном компанией инструменте по борьбе с нелегальным сектором в сфере пассажирских автобусных перевозок.
- Евгений Николаевич насколько актуальной на сегодняшний день является проблематика борьбы с нелегальным рынком пассажирских перевозок автобусами? Каково ваше экспертное мнение?

- Вы можете представить себе "серый" авиарейс или нелегальный пассажирский поезд? Разумеется, такое трудно даже вообразить. Мы как пассажиры самолёта или поезда убеждены, что застрахованы от несчастных случаев в пути, потому что уверены, что для каждого железнодорожного состава или воздушного судна проведены все необходимые предрейсовые проверки в отношении транспортного средства и его экипажа. Гарантию безопасности пассажирской перевозки дает выполнение технических регламентов и соблюдение установленных государством правил.

Автобусные перевозки не являются исключением из правил. Здесь перевозчик также обязан иметь лицензию на осуществление пассажирских перевозок, получить разрешение на регулярный маршрут, проходить обязательные предрейсовые и послерейсовые осмотры транспортного средства и экипажа, иметь страховку. Набор предусмотренных государством обязательных требований к автомобильному транспорту не больше, но и не меньше, чем предусмотрено для других видов транспорта. Очевидно, что обеспечение контроля за выполнением этих требований на автомобильном транспорте является значительно более трудоемкой задачей, нежели контроль «на воде», на железной дороге или в авиации. Это способствует развитию теневого рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом. По разным оценкам доля «серого» рынка составляет от 30 до 50% автомобильных пассажирских перевозках в зависимости от популярности маршрута, региона.

«Серый» перевозчик – это не только повышенные риски угрозы безопасности пассажиров, но и почва для недобросовестной конкуренции, подрывающей бизнес добросовестных перевозчиков, сдерживающих их развитие и возможность улучшения сервиса для пассажиров автобусных рейсов, в том числе услуг на автовокзалах.

Межрегиональные автобусные перевозки – это треть всех дальних перевозок в России. Автомобильный транспорт дает возможность построения гибких маршрутов между населенными пунктами в условиях нашей страны там, где нет железной дороги, аэропортов, судоходных рек. Поэтому сектор межрегиональных автобусных перевозок так важен для повышения мобильности граждан, внутрирегионального и межрегионального пассажирского сообщения, развития туризма. А безопасность и уровень сервиса на них – это, по сути, отражение уровня развития страны.

- ООО «Технопасс» выступило разработчиком прототипа Единой федеральной системы мониторинга контроля пассажирских перевозок, создаваемых по поручению Президента РФ Минтрансом России как раз для целей борьбы с нелегальным рынком. Как организована ЕФС МКПП? Каковы ее составляющие и принцип функционирования? Существуют ли аналоги ЕФС МКПП и в чём уникальность разработки?

- Единая федеральная система мониторинга и контроля пассажирских перевозок является во многом уникальным решением. Впервые создается система мониторинга, не требующая оснащения транспортных средств или объектов транспортной инфраструктуры дополнительным оборудованием. Главная идея системы мониторинга – использовать информацию с уже существующих информационных систем, комплексов, оборудования автобусов, каждые из которых по своей сути – это набор событий в цифровом пространстве. ЕФС МКПП – собирает и обрабатывает эту информацию, связывая с конкретным рейсом, перевозчиком, проездным документом, формируя так называемый цифровой след. Динамическое накопление и автоматизированный анализ данных цифровых следов и формируют тот самый непрерывный мониторинг пассажирских перевозок.

Инструмент мониторинга, построенный по такому принципу, гибок как с точки зрения объекта мониторинга (метод не зависит ни от вида сообщения, ни от вида транспорта), так и с точки зрения настраиваемых метрик и правил, соблюдение которых анализирует система в процессе мониторинга.

В рамках тестовых испытаний ЕФС МКПП, проходящих в ноябре – декабре 2020 года по распоряжению Правительства РФ, в ЕФС МКПП полностью реализован именно этот принцип для автобусных пассажирских перевозок в межрегиональном сообщении. ЕФС МКПП собирает и агрегирует информацию о движении автобусов с существующих на дорогах общего пользования комплексов фотофиксации: системы стационарного и мобильного контроля Платон, системы фиксаций нарушений правил дорожного движения, оборудования на пунктах пропуска платных дорог. Для автоматических проверок ЕФС МКПП интегрирована с информационными системами органов власти для проверок наличия лицензий, разрешений на регулярные рейсы, обязательного страхования за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Дополнительным поставщиком информации о выполняемой транспортной работе являются автовокзалы, сообщающие о дисциплинированности перевозчиков при выполнении рейсов, проходящих через них. Также в ЕФС МКПП перевозчики передают информацию о планируемых и выполняемых рейсах в межрегиональном сообщении. Соединение всех этих потоков данных внутри цифровой платформы ЕФС МКПП обеспечивает прозрачность перевозки на всех ее этапах от планирования до завершения, что позволяет выявлять признаки нарушений и недобросовестных перевозчиков. В системе в том числе предусмотрена возможность автоматизированной передачи данных о нарушителях в контрольно-надзорные органы для подтверждения факта нарушения и привлечения перевозчика к ответственности.

- Для внедрения и полноценного задействования функционала ЕФС МКПП на практике в современных условиях необходимо соответствующее нормативное обеспечение. Понятно, что это в первую очередь - задача компетентных органов государственной власти. Как Вы считаете, по каким направлениям должна вестись такая работа в первую очередь? Принимают ли в ней участие сотрудники ООО "ТЕХНОПАСС", например, в составе соответствующих рабочих групп?

- Да, верно. Для эффективного функционирования подобная информационная система должна работать в соответствующем правовом поле. Благодаря данным, накапливаемым системой мониторинга, можно проводить анализ и выявлять несовершенство текущего законодательства и аккумулировать предложения по его изменениям. Как пример, часто задаваемый вопрос «а кто такой нелегал с юридической точки зрения?». Четкого ответа не удается сформулировать, потому что наличие лазеек в законодательстве в сочетании с предприимчивостью недобросовестного перевозчика позволяет «волку в овечьей шкуре» раствориться в стаде.

К слову, результаты работы в законодательной сфере уже имеются. В сентябре 2020 года Проект изменения в ст.34 220-ФЗ был согласован с Управлением Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и Государственно-Правовым Управлением Президента РФ (ГПУ). Теперь мы ожидаем внесения законопроекта на второе чтение в Государственную Думу РФ, и в случае его принятия можно будет использовать ЕФС МКПП как инструмент для борьбы с нелегальными перевозчиками.

- ЕФС МКПП на настоящий момент прошла два раунда испытаний, а 16 ноября стартовал уже третий, на этот раз - предстартовые тестовые испытания, которые вы упомянули. Расскажите, пожалуйста подробнее о хронологии этапов и результатах тестирования системы.

- Пилотные проекты, связанные с тестированием прототипа ЕФС МКПП, начались еще в 2019 году. С мая по июнь 2019 г. проходил пилотный проект по практической отработке технических решений и механизмов, необходимых для мониторинга и контроля пассажирских перевозок. В декабре 2019 г. Минтрансом России при непосредственной поддержке МВД России и региональных органов власти был проведен эксперимент по мониторингу движения транспортных средств категории М2, М3с использованием в том числе данных с камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на территории шести регионов. С каждым новым этапом испытаний мы подключали все новые точки взаимодействия прототипа ЕФС МКПП с уже существующими системами, тестируя подходы, заложенные в концепцию создания ЕФС МКПП.

В июле 2020 года на рабочем совещании Минтранса России было принято решение о проведении тестовых испытаний ЕФС МКПП. Испытания стартовали 16 ноября 2020 г., завершатся- 14 декабря 2020 г. На этом этапе прототип системы работает в предстартовом режиме в границах четырех федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского.

Стоит отметить, что в тестировании ЕФС МКПП на добровольной основе принимают участие представители автотранспортной отрасли, в том числе те, которые позитивно относятся к внедрению ЕФС МКПП и поддерживают запуск системы и вносят предложения по ее работе и механизмам мониторинга. Участники признаются, что сами пытаются бороться с «серыми» перевозками, а внедрение системы позволит консолидировать эти усилия, подкрепляя неоспоримой юридически значимой фактурой фиксации признаков нарушения.

- Как Вы оцениваете перспективы внедрения Единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок автобусами. Какие трудности Вам видятся на этом пути? Каковы пути их преодоления?

- Самое важное сейчас — сформировать практику неотвратимости привлечения к ответственности нарушителей, выявленных ЕФС МКПП. Когда этот вопрос будет решен, "серым" перевозчикам придется либо уйти с рынка, либо полностью перейти на легальный режим работы.

Публикация АНО "АРТБТ"

Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Error get alias