АНО «АРТБ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@anoartb.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
03.09.2020
ИКАО: «Если, по Вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит Вы не знаете,
что такое авиационное происшествие»

О ключевых направлениях развития отрасли в контексте актуального отечественного и международного опыта мы беседуем с одним из ведущих мировых экспертов в области транспортной безопасности, советником руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Владимиром Чертоком.
- Владимир Борисович, в течение трёх лет Вы возглавляете Рабочую группу ИКАО по авиационной безопасности Европейского и Северо-Атлантического региона (ENAVSECG). Что удалось сделать за это время? Какие задачи стоят перед Рабочей группой и каковы планы в рамках ее деятельности на ближайшее время?

- В региональную Рабочую Группу по авиационной безопасности Европейского и Северо-Атлантического региона (ENAVSECG) Международной организации гражданской авиации (ИКАО) входит 56 государств из 193 государств-членов ИКАО.

Один раз в 5 лет на заседании ENAVSECG государствами избирается Председатель и два Вице-председателя.
СПРАВОЧНО:
С полномочиями до 2022 года в 2017 году единогласно Председателем был избран Владимир Борисович Черток, а Вице-председателями Флорин Хунгербюхлер (Швейцария) и Инга Жгенти (Грузия).

ENAVSECG проводит ежегодные плановые заседания на каждом из которых рассматривается 20-30 Рабочих документов (WP) и 10-15 Информационных документов (IP), представляемых секретариатом ИКАО, международными авиационными организациями и ассоциациями, а также государствами-членами ИКАО.

Как правило, в рассматриваемых документах содержатся наиболее актуальные вопросы или проблемы в области обеспечения авиационной безопасности и упрощения формальностей, связанные с реализацией обязательных требований Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.

По результатам заслушивания и обсуждения каждого документа на заседании ENAVSECG принимается согласованное решение, отражаемое в итоговом Отчете. Многие решения являются основой для обоснования финансирования исследований, разработок и даже оценки эффективности деятельности некоторых организаций.

Значительная часть документов посвящена межгосударственному обмену информацией о наилучших практиках в обеспечении авиационной безопасности и упрощении формальностей, а также организации и фактической реализации технической поддержки государств, не обладающих достаточными профессиональными и материальными ресурсами для обеспечения приемлемого уровня авиационной безопасности.

Административное обеспечение деятельности ENAVSECG осуществляет Региональное Бюро ИКАО в Париже.

ENAVSECG также планирует и проводит совместно с Региональным Бюро ИКАО специальные конференции, семинары и вебинары, в том числе и по видеоконференцсвязи.

В последнее время среди них можно выделить следующие:
- Региональная Конференция по принятию региональной Дорожной карты по реализации Глобального плана ИКАО по авиационной безопасности;
- заседание Рабочей Группы по авиационной безопасности по актуальным вопросам обеспечения авиационной безопасности в Европейском и Северо-Атлантическом регионе ИКАО;
- региональный семинар по обмену опытом аудиторских проверок государств по Универсальной программе проверок ИКАО по авиационной безопасности;
- совещание по организации деятельности специальной подгруппы ENAVSECG по обобщению и анализу программ технической поддержки и наращиванию потенциала государств (ECHO);
- совещание по видеоконференцсвязи по вопросам обеспечения авиационной безопасности в период пандемии COVID-19.

В планах на ближайшее время - подготовка к очередному плановому заседанию ENAVSECG в октябре 2020 года. Повестка дня уже практически сформирована и предусматривает в том числе представление 3-х рабочих документов от Российской Федерации по наиболее актуальным вопросам обеспечения авиационной безопасности.

Мы стараемся организовать активное участие предприятий и организаций Российской Федерации в деятельности ENAVSECG с целью демонстрации наших достижений в обеспечении авиационной и транспортной безопасности. Нам есть что представлять и чем гордиться.

Например, на совещании 12 июня 2020 года по COVID-19 от России было подготовлено и сделано два совершенно уникальных доклада-презентации, вызвавших неподдельный интерес наших коллег из других стран и организаций с эффектом «разорвавшейся бомбы».

Во-первых, мы на примере инновационных изменений в организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) показали глубоко продуманные системные и инновационные изменения в обеспечении авиационной безопасности в России в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Как и всегда, мы отразили российские новации, произведенные по всем 8-ми Критическим элементам ИКАО: по законодательству; по инструктивным материалам; по полномочиям федеральных органов (Ространснадзора); по переподготовке персонала; по информационному обеспечению; по аккредитации, сертификации и одобрениям; по надзору; по корректирующим действиям.

Во-вторых, мы показали новейшие уникальные разработки российской фирмы «Южполиметалл-Холдинг» - портативные приборы, позволяющие оперативно выявить наличие опасных вирусных инфекций (опасных биологических агентов), включая COVID-19, в воздушной среде кабины воздушного судна, как в полёте так и на земле до взлёта или после приземления, а также в аэропорту.Уникальность приборов этой компании, разработанных совместно со специалистами известного института НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи Минздрава России, ещё и в том, что они позволяют одновременно оперативно выявлять не только опасные биологические агенты, но и опасные химические вещества.

Это и есть так называемые прорывные российские технологии, обеспечивающие практическую реализацию Указа Президента Российской Федерации N 97 от 11.03.2019 года «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», в пункте 16 подпункта 15 которого особо подчёркнута необходимость разработки и внедрения мер по предотвращению совершения террористических актов на транспорте с использованием опасных химических веществ и опасных биологических агентов.

- Прошёл ровно год после успешно пройденной Российской Федерацией плановой проверки ИКАО, по итогам которой Международной организацией гражданской авиации были сформулированы рекомендации в сфере обеспечения авиационной безопасности. Как Вы оцениваете ход их выполнения?

- В окончательном Отчете Комиссии ИКАО отмечено полное соответствие требованиям Стандартов и Рекомендуемой практики Приложения 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» по 95 % всех требований и даны рекомендации по повышению эффективности реализации остальных 5% требований. По оценке аудиторов Комиссии ИКАО — это один из лучших показателей в мире.

План корректирующих действий по реализации рекомендаций Комиссии ИКАО по итогам проверки 17-28 июня 2019 года Российской Федерации по Универсальной программе проверок ИКАО по авиационной безопасности утверждён Министерством транспорта Российской Федерации и согласован ИКАО 15 января 2020 года.

Согласно Меморандума о взаимопонимании между Российской Федерацией и Международной организацией гражданской авиации от 7 июня 2018 года настоящий План носит конфиденциальный характер, как и все аналогичные Планы других государств-членов ИКАО.

В настоящее время все мероприятия, предусмотренные Планом, выполняются в согласованные с ИКАО, и уточнённые в связи с пандемией COVID-19, сроки.

- Какие российские наработки в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности наиболее востребованы за пределами ее границ и какой, в свою очередь. международный опыт, на ваш взгляд, наиболее полезен и желателен для внедрения гражданской авиацией нашей страны?

- В первую очередь наш опыт очень интересен для ИКАО, так как Российская Федерация это огромная страна с 85 субъектами, и ее система организации обеспечения и надзора за авиационной и транспортной безопасностью фактически функционирует во многом аналогично ИКАО. Такое внимание связано и с тем, что ИКАО практически всегда основывает продвижениеновых Стандартов и Рекомендаций на положительном опыте государств-членов ИКАО.

Для зарубежных коллег наиболее интересен и наш опыт независимого государственного надзора за обеспечением авиационной и транспортной безопасности, показавший достаточно высокую эффективность.

И конечно пользуется вниманием дальнейшее развитие нашей развернутой до регионального уровня и национальных инспекторов структуры оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях на транспорте - наши автоматизированные центры с функцией Координационного центра ИКАО по авиационной безопасности.

Востребован также и наш опыт создания информационных систем, таких как Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности и Комплексная информационная система управления контрольно-надзорной деятельностью в области транспортной безопасности.

Особенный интерес в мире также вызывает наш комплексный подход к обеспечению функционирования системы авиационной (транспортной) безопасности, включая досмотр на входах в здания аэропортов.

Из международного опыта для России целесообразно перенять проактивную защиту интересов российских авиакомпаний и аэропортов от недобросовестной конкуренции,
в первую очередь связанную с введением за рубежом их-же специальных обязательных требований к валидации (проверке и одобрению) их национальными надзорными органами обеспечения авиационной безопасности в российских авиакомпаниях и аэропортах, задействованных, например в перевозке грузов.

- Каким вам видится оптимальное состояние отечественного законодательства в сфере транспортной (авиационной) безопасности по итогам реализации механизма «регуляторной гильотины»?

- Конечно в рамках реализации «регуляторной гильотины» устаревшие и дублирующие требования необходимо исключить.

Вместе с тем, практически все действующие и международные и национальные требования по безопасности были разработаны и приняты по фактам реальных чрезвычайных происшествий, к сожалению, и с гибелью людей.

Поэтому я полагаю, что такая чувствительная сфера как защита жизни и здоровья граждан на транспорте не должна рассматриваться в одном контексте с отраслями, непосредственно не влияющими на сохранение жизни и здоровья людей.

Приведу только одну выдержку из официального документа Международной организации гражданской авиации ИКАО ДОС 9482-АN/923: "Если, по Вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит Вы не знаете, что такое авиационное происшествие".

Полагаю, что к решению о наличии или исключении конкретных требований по безопасности должны допускаться только люди, которые принимали непосредственное участие в работе Комиссий по расследованию чрезвычайных происшествий и Комиссий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказанию помощи родственникам погибших.

Принимать решения должны только те, кто лично знает, как невозможно смотреть в глаза детям, оставшимся без родителей, и родителям, потерявшим детей. Ведьвсе родственники и пострадавшие уверены, что на «крови» их родных и близких кто-то сэкономил и сделал бизнес, а государство их не защитило.

За каждым таким решением об исключении требований по безопасности в протоколах должны стоять фамилии предложившего и поддержавших, чтобы не было бизнесменов, спрятавшихся за якобы коллективное решение Рабочих групп по «регуляторной гильотине». И тогда, в случае происшествий по причине отсутствия исключённых или не принятых требований по безопасности, «авторы» чрезвычайных событий будут известны.

Хотя по опыту других видов деятельности, непосредственно связанных с жизнью и здоровьем граждан, целесообразно исключить обязательные требования по транспортной
и авиационной безопасности из механизма «регуляторной гильотины», чтобы в этой очень чувствительной сфере в спешке не «наломать дров».

- В рамках осуществления реформы контрольно-надзорной деятельности одним из подходов стало смещение акцентов от наказания субъектов транспортной инфраструктуры в сторону профилактических мер по предупреждению правонарушений. Какой эффект даёт такое изменение?

- В принципе тенденция в сторону профилактики нарушений требований безопасности абсолютно правильная. Ространснадзор активно ведёт эту работу.

Профилактика по смыслу должна воспрепятствовать фактическому совершению нарушения обязательных требований и предотвратить возможные негативные последствия.

Но, вместе с тем, нужно отметить, что к профилактике относятся и меры наказания за очевидные, а иногда и сознательные нарушения, создающие непосредственную угрозу безопасности граждан. Смысл таких санкций в исключении повторения аналогичных нарушений и последующих вероятных событий.

Настораживает проявившаяся тенденция роста внеплановых проверок, которые назначаются, как правило, по факту событий. А это значит, что бизнес воспринял снижение нагрузки на него путём резкого уменьшения плановых выездных проверок, как возможность не выполнять ряд обязательных требований по безопасности.

- Внесённые год назад Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 270-ФЗ изменения в законодательство о транспортной безопасности, в частности создали ситуацию «ожидания» (для категорируемых ОТИ и ТС - новых требований к оценке уязвимости и планам обеспечения транспортной безопасности, для не категорируемых - соответствующих паспортов), что фактически привело к спаду в работе по разработке таких документов в соответствии с существующими требованиями. Многие не видят смысла этого делать сегодня, ссылаясь на то, что данную работу придётся переделывать в близкой перспективе, ряд СТИ даже отказывается от документов, уже находящихся в процессе разработки. При этом в рамках риск- ориентированного подхода Ространснадзором проверяются те СТИ, которые декларируют намерение заниматься мероприятиями по обеспечению транспортной безопасности, а к тем, которые их избегают - меры принуждения часто не применяются. Как можно прокомментировать данную ситуацию в контексте ее влияния на уровень защищённости от АНВ?

- К сожалению, законодательство по транспортной безопасности ещё не устоялось, из-за быстрого изменения характера имеющихся угроз и появления все новых видов угроз - среди которых: кибертерроризм, опасные биологические агенты и опасные химические вещества, беспилотные летательные аппараты, инсайдеры. Законодательство постоянно совершенствуется, что говорит о чрезвычайной актуальности темы безопасности в наше время.

У некоторых субъектов транспортной инфраструктуры имеется ложное представление о последствиях экономии на неисполнении действующих требований по безопасности.
В случае совершения АНВ субъект будет нести полную ответственность за несоблюдение требований безопасности, и вероятно, в том числе и как за отягчающее обстоятельство, за явное уклонение от исполнения требований.

- В результате вынужденного введения карантинного режима в связи с пандемией COVID-19 существенно пострадал транспортный комплекс Российской Федерации. Особенно сильно негативные последствия сказались на предприятиях малого бизнеса - как субъектах транспортной инфраструктуры, так и аттестующих, специализированных организациях в сфере транспортной безопасности, а также подразделениях транспортной безопасности. Многие сотрудники
за это время подверглись увольнению, либо у них по понятным причинам снизилась зарплата. По оценкам ряда экспертов на настоящий момент не миновала угроза второй волны пандемии. Таким образом возникла реальная угроза размывания профессионального слоя специалистов в сфере транспортной безопасности, сложившегося за последние годы. При помощи каких мер господдержки, на ваш взгляд, можно было бы остановить наметившийся негативный процесс, сохранив для отрасли профессиональные кадры?


-Эту проблему мы сами родили передачей полномочий и персонала в систему ПТБ коммерческих охранных предприятий. Отсутствие финансирования из резко упавших доходов авиапредприятий для них смертельно опасно и ведёт к тотальному сокращению персонала.

Конечно обеспечение транспортной безопасности это одна из важных задач обеспечения государством национальной безопасности, поэтому для ее устойчивости в кризисных ситуациях целесообразно создать и на будущее сохранить бюджетные организации или базовую структуру ФГУП УВО Минтранса России, т.к. для ее персонала можно запросить и получить целевое субсидирование из госбюджета государства на какой-то трудный период времени.

Возможно и в рамках недавно принятого и имеющегося субсидирования наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей экономики, например в авиации - авиакомпаний
и аэропортов, предусмотреть и их расходы на поддержание системы безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

- А что можно сказать об особенностях международной и мировой национальной практики по поддержке сферы авиационной безопасности в условиях негативного влияния пандемии COVID-19?

-Практика создания и финансирования из бюджета и коммерческих договоров с предприятиями Управления транспортной безопасности США показала устойчивость именно государственной системы обеспечения транспортной и авиационной безопасности в условиях кризиса.

- Проблематика реализации принципов культуры безопасности в авиационной сфере подробно отражена в документах ИКАО. В чем состоят ключевые подходы Международной организации гражданской авиации к их продвижению?

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО), в которую входит 193 государства, закрепила понятие культуры безопасности в целом ряде своих документов и активно продвигает его на всех площадках.

Глобальный план ИКАО по авиационной безопасности среди своих пяти ключевых направлений содержит и культуру безопасности. По этому направлению запланировано выполнение ряда мероприятий-задач на всех четырёх уровнях реализации: глобальном, региональном, национальном и бизнеса (предприятий).

Рабочей Группой по авиационной безопасности Европейского и Северо-Атлантического региона ИКАО, в которую входит 56 государств, включая Российскую Федерацию, была подготовлена и принята на специальной конференции Регионального Бюро ИКАО «Дорожная карта» по реализации Глобального плана ИКАО по авиационной безопасности, также содержащая конкретные действия по внедрению культуры безопасности на региональном, национальном и бизнес уровнях в нашем регионе.

Одной из главных тем Глобального симпозиума по авиационной безопасности, который прошёл в сентябре 2019 года в Штаб-квартире ИКАО в Монреале, также была культура безопасности. Как национальному координатору по авиационной безопасности в Российской Федерации мне довелось выступить в качестве спикера и отвечать в том числе и на вопросы о ходе внедрения культуры безопасности в России перед более чем 450 делегатами Симпозиума из 102 стран мира и 12 международных организаций.

Напомню, что как раз 2019 год был объявлен в России Годом культуры безопасности и наполнен целым рядом конкретных мероприятий.

- Что, на Ваш взгляд, необходимо для эффективного стимулирования повышения уровня культуры безопасности на транспорте по отношению к различным группам людей и должностных лиц, находящихся в сфере применения данного понятия?

- Конечно желательно постоянно проводить активную и доходчивую разъяснительную работу, чтобы убедить людей в необходимости сознательного, фактического и безусловного выполнения ими всех обязательных требований безопасности на транспорте - как основы культуры безопасности.

Затем обязательно необходимо донести до понимания людей важность и нужность требований безопасности, возможные негативные последствия (гибель или травмирование людей, материальный ущерб и др.) от нарушения требований и меры ответственности за их неисполнение.

Любое стимулирование строится на двух принципах - поощрение и наказание.

Очевидно, что нужно в первую очередь поощрять лучших сотрудников известными методами: повышение в должности или оплате труда, награждение государственными или ведомственными наградами, премирование, публикации об их достижениях в СМИ и специальных репортажах на телевидении и радио, информация на доске Почета и многое другое.

И конечно, сотрудники, которые не соблюдают принципы культуры безопасности, должны быть предупреждены о наказании или наказаны.

Важно также поощрять граждан, не являющихся персоналом транспортных предприятий, но оказывающих содействие обеспечению безопасности по принципу их гражданской позиции.

- Имеет ли, на Ваш взгляд, целесообразность закрепления понятия «культуры безопасности» и всего что оно влечёт за собой, на законодательном уровне в Российской Федерации? Целесообразно ли в частности дополнить таким образом понятийный аппарат таких документов как, например, Федеральные законы «О транспортной безопасности», «О госслужбе», либо, может быть, найти ему место в должностных регламентах сотрудников, занимающихся транспортной безопасностью или, издать отдельным документом?

- Понятие «культуры безопасности» вероятно должно быть исходно сформулировано и закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Ведь это понятие касается абсолютно всех граждан России и многих секторов экономики и обеспечения безопасности граждан и нашего государства.

В отношении государственных служащих культура безопасности имеет особый акцент и должна быть обязательным принципом и стилем работы госслужащих на благо безопасности государства во всех отношениях. Поэтому в Федеральном законе «О госслужбе» обязанность соблюдения госслужащими принципов культуры безопасности должна быть обязательно.

Ну и наконец о транспортной отрасли. Мы все прекрасно знаем о высокой зависимости эффективности и устойчивости функционирования транспорта от уровня обеспечения защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и террористических угроз.

Наличие в Федеральном законе «О транспортной безопасности» понятия культуры безопасности также безусловно необходимо, в том числе в рамках реализации положений Глобального плана ИКАО по авиационной безопасности.

- Спасибо, Владимир Борисович, за интересную беседу. И примите наши искренние поздравления с Днём вашего рождения, который совпадает с Днем солидарности в борьбе с терроризмом.

Публикация АНО "АРТБТ"
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ